Меню сайта
|
новаяДесять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой Причина первая Причина четвертая Значение музыки для укрепления здоровья детей Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен, считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа. В Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и нервных болезней. Гиппократ рекомендовал музыку от бессонницы. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. На некоторых итальянских инструментах эпохи Возрождения можно увидеть надпись: «Музыка лечит душу и тело» Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе. Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечить душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу. Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан утверждала, что естественные движения под музыку, передающие ее характер в нужном соответствии, являются не только эффективным приемом самовыражения, но и методом корректировки собственных эмоций. Словом существует множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу, правильно подобранной для воздействия музыки, целебной. В наше время интерес к благотворному влиянию музыки на здоровье людей возобновился. Доказано, что лечебные свойства музыки не связаны с музыкальными направлениями. Исцелять может и фольклор, и современные мелодии, и джаз, и классика. Главное условие – музыка должна нравиться и вызывать положительные эмоции. Д.Д.Шостакович говорил «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат». Важно отметить то, что укреплению здоровья содействуют все виды деятельности прямо или косвенно связанные с музыкой. Музыка помогает, когда ее слушают. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает большой оздоровительный и воспитательный эффект. Слушать музыку следует, словно пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание. Мы учим ребенка воспринимать ее внутренне, вообразив, что музыка словно протекает сквозь него, и он растворяется в ее звучании. Важно также помнить о регулировании громкости музыки, слишком громкое ее звучание вредно для здоровья, так как утомляет нервную систему, слушание музыки часами может вызвать усталость и раздражение. Очень полезно использовать рисование под музыку как один из приемов арттерапии , рисуется не столько содержание музыки, сколько музыкальные впечатления, переживания связанные с прослушанной музыкой, что, способствует самовыражению, раскрепощению, обретению внутренней свободы и вдохновения, дающего импульс жизненным силам. Трудно переоценить для здоровья детей и значение пения. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья. Врач-фониатр Е.И. Алмазов утверждает: «Пение… доставляет поющему удовольствие,…упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, поющий, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье».Профессор В.И. Петров, фониатр, утверждает : «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно-сосудистую систему, пищеварительные и другие органы». В детском саду при организации пения детей соблюдаются необходимые гигиенические условия, то есть занятия проводятся в проветренном помещении. Нужно проводить работу по пению так, чтобы беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко, и самим взрослым не рекомендуется громко говорить с детьми. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе. воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на нервную систему. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Для этого в музыкальном уголке для родителей я постоянно выставляю тексты рекомендованных детских песен. Не следует поощрять пение с детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха детей, а особенно громкое их исполнение наносит вред голосовым связкам ребенка. Ведь наш голос, с его богатством интонаций и выразительных способностей не только инструмент жизнедеятельности, не только замечательный музыкальным инструмент, данный нам природой, но еще и показатель психического и физического здоровья человека. Наиболее интересная и эффективная из форм музыкально – оздоровительной деятельности, конечно же, музыкальное движение. Музыка в сочетании с движениями дает возможность создания приподнятого настроения; выражения и разрядки отрицательных эмоций; создания правильного представления о характере движений; выработки выразительности, точности и индивидуальности в манере исполнения движений, повышения и понижения активности; концентрации памяти, внимания; способствует психологическому раскрепощению ребенка через овладение своего тела. Звучание музыки, влияя на физиологические процессы детского организма, повышает работоспособность его сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательных систем. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время при выполнении движений под музыку можно говорить и о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональности, отзывчивости, слуха. Если предложить детям потанцевать, предварительно включив диск с записями плясок под оркестр народных инструментов, с записями старинных танцев , например, менуэт, гавот и др. ,энергичных современных танцев , то дети с удовольствием попляшут,а на праздниках ещё потанцуют и вместе с родителями. Во время таких плясок все отдыхают и сбрасывают накопившуюся усталость. Импровизируя в танце, дети выражают через движение свои чувства и эмоции , эмоциональный всплеск заряжает ребёнка жизненной энергией. Особая форма активности детей- это экспериментирование со звучащими предметами. Участие ребёнка в данной деятельности развивает познавательное отношение к окружающему миру, формирует интерес к миру звуков и звучанию разных предметов. Развивает способность различать звучание различных предметов , а также звуки по высоте. Здесь можно сказать о развитии мелкой моторики кистей рук , формировании чувства ритма. Здесь мы используем различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, стараясь добыть с детьми как можно больше разнохарактерных звучаний, чтобы со звуком у детей связались самые разные понятия: громкий, тихий, глухой, звонкий, прозрачный, густой, грубый, нежный, грустный, спокойный. Большое внимание на детей оказывают звуки вокруг нас. Благотворно действуют на ребёнка звуки, которые мы называем живой музыкой природы : журчанье ручейка, скрип снега, шелест листьев, пение птиц и т. д. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников средствами музыки успешно сказываются на развитии детей. И конечно же успех этот зависит не только от педагогов, но и от родителей и самих детей. И поскольку тема сегодняшнего моего выступления была посвящена оздоровлению детей через общение с музыкой, то хочется привести сказанные неизвестным автором слова: медицина лечит, а музыка исцеляет.
. |
Календарь
архив
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||